Общественная организация
«ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «АТЛАНТА»
Валеология
Путь к твоему здоровью
+38 (050) 935-49-21
+38 (098) 26-38-239
+38 (063) 115-30-48

1

Конфликты являются вечными спутниками нашей жизни. И поэтому даже самая последовательная политика гуманизации не защитит нас от  жизни в условиях конфликтов. Слово “конфликт” латинского корня и в буквальном переводе означает “столкновение”.

Конфликт – это явление, которое возникает в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов разных людей или мотивов и потребностей одного человека. Конфликт является обычным явлением человеческой жизни, ее неотъемлемой частью и он даже необходим для развития ситуации и развития личности. Отсутствие конфликтов приводит к застою.

Конфликты бывают внутренние и внешние.

Внутренний конфликт – это конфликт человека с самим собой.

Внешний конфликт возникает между разными людьми (межличностный конфликт), между группами людей (межгрупповой), между человеком и группой людей (личностно-групповой).

Внутренний конфликт характеризуется как ситуация, во время которой  на человека одновременно действуют противоположно направленные примерно равные силы. Соответственно возможны три типа конфликтных ситуаций:

  1. Человек находится между двумя позитивными примерно равными силами. Эта конфликтная ситуация разрешается очень просто. Выбор одного из объектов делает его доминирующим.
  2. Может быть так, что одна сила позитивная, а вторая – негативная.  Конфликт возникает только тогда, когда и позитивная и негативная силы сосредоточены на одном объекте (например, ребенок хочет взять  в руки щенка, которого боится).
  3. Конфликт может возникать между двумя примерно равными негативными силами. Примером может быть ситуация, когда ребенок не хочет делать домашнее задание и одновременно боится наказания. Угроза наказания составляет конфликтную ситуацию, ребенок находится меж двух негативных сил, которые давят на него с двух сторон.

Каждый человек является уникальным и неповторимым. Конфликты возникают из-за  отличия взглядов, симпатий, убеждений (например, разная вера, разные идеалы), нужно помнить, что каждый человек имеет право на собственную точку зрения. Для разрешения таких конфликтов никому не нужно менять свою веру, взгляды или убеждения, в таких случаях очень важно научиться принимать и уважать право другого человека на собственное, отличительное от других мнение.

Основное количество конфликтов возникает из-за несовместимости базовых потребностей и интересов разных людей. Универсальными базовыми потребностями являются физические потребности, потребность в безопасности, потребность в признании, потребность в самореализации. Для разрешения такого типа конфликтов нужно понять глубинную причину возникновения конфликта, определить, столкновение каких именно интересов и базовых потребностей лежит в его основе. Разрешать его нужно путем переговоров для принятия взаимовыгодного решения.

 

Конфликтная ситуация, как правило, проходит три последовательные стадии:

1) Предконфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стараются преодолеть его, понять причину конфликта, оценить личные возможности, выбрать способ воздействия на противоположную сторону.

2) Непосредственно конфликт. Недоверие и отсутствие уважения к противнику, согласие невозможно. Наличие инцидента, то есть социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Открытые и замаскированные действия противников.

3) Разрешение конфликта. Завершение инцидента, устранение причин конфликта, перемена отношений оппонентов друг к другу.

 

В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (к сотрудничеству), либо к деструктивным (к разрыву) последствиям.

Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные — с позитивным знаком и деструктивные — с негативным знаком.

Конфликты подразделяют на: функциональные — ведущие к оптимизации отношений, более глубокому взаимопониманию людей и дисфункциональные — имеющие следствием ухудшение, ожесточение отношений.

 

Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект.

Причины конфликтов коренятся в личностном своеобразии. Имеются в виду возможные личностные особенности, порой “загоняющие” людей в конфликтные ситуации. Неумение контролировать свое эмоциональное состояние, низкий уровень самоуважения, агрессивность, повышенная тревожность, некоммуникабельность, чрезмерная принципиальность. Список личностных причин конфликта не сводится только к набору соответствующих черт. Демографические характеристики тоже не нейтральны в этом вопросе. Для женщины характерна тенденция к большей частоте конфликтов, связанных с ее личностными потребностями, мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с их деятельностью.

Следует добавить, что пошаговое движение соперников в сторону разрешения конфликта невозможно вне одновременного действия таких элементов (факторов) данного процесса, как адекватность восприятия людьми происходящего, открытость их отношений и наличие атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

Что касается адекватности восприятия конфликта, то имеется в виду достаточно точная, не искаженная личными пристрастиями оценка как собственных действий, намерений, позиций, так и поступков, намерений, позиций оппонентов. А получить такую оценку нелегко.

В частности, нелегко избежать влияния негативной установки в отношении противной стороны, обнаруживающейся в предвзятости оценки другого. В нем, в его поведении видится и чувствуется только враждебность. Из этого следует, что нужно быть максимально неторопливыми в своих оценках других людей, особенно если речь идет о конфликте с ними.

 

Конструктивное разрешение конфликтов — открытость и эффективность общения противодействующих сторон. Специалисты обращают внимание на такой существенный момент, связанный с разрешением конфликта, как открытое обсуждение вопроса, в ходе которого стороны, не стесняясь и не сдерживая эмоции, честно высказывают свое понимание происходящего. Подобная конфронтация способствует прекращению циркуляции всевозможных слухов. Нередко открытое выражение взглядов и чувств закладывает основу для построения в дальнейшем доверительных отношений между оппонентами.

Вместе с тем, каким бы острым не было столкновение, нужно решительно исключать проявления хамства.

Поскольку открытость общения — это не только бурное излияние чувств, но и организация конструктивного поиска решения вопроса, желательно каждому из оппонентов  сообщить другому следующее: что он хочет сделать, чтобы разрешить конфликт; каких реакций он ждет со стороны другого;  что он собирается предпринять, если партнер поведет себя не так, как он ожидает; на какие последствия он надеется, если будет достигнуто соглашение.

Если люди готовы к диалогу, если они открыты друг для друга, естественно, создается атмосфера взаимного доверия и сотрудничества. И поскольку в межличностных конфликтах участвуют по меньшей мере двое, речь идет о групповом решении вопроса, а это неизбежно требует сотрудничества участников взаимодействия.

konflikt

Для того чтобы определить существо конфликта, участникам конфликта нужно согласовать свои представления о сложившейся ситуации и выработать определенную стратегию поведения.

Участники конфликтных ситуаций осознанно или неосознанно избирают определенный стиль поведения. В зависимости от того, в какой мере необходимо для одной стороны удовлетворить собственные интересы (действуя активно или пассивно) и интересы другой стороны (действуя вместе или индивидуально), существует пять основных способов разрешения конфликтных ситуаций:

Конкуренция. Человек, который использует этот способ разрешения конфликтной ситуации, является очень активным, и стремится идти к разрешению конфликта собственным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, стремится удовлетворить только свои потребности, не считаясь с потребностями других, способен на волевые решения. Этот способ может быть эффективен, когда человек имеет какую-то власть, уверенность в правильности своего решения и возможность настаивать на своем.

Приспособление. Человек, который использует этот способ разрешения конфликтной ситуации, действует совместно с партнером по общению, не стремится отстаивать собственные интересы. Используя этот стиль, он определяет, что для партнера интересы являются более важными, но не существенны для него. Этот способ полезен и тогда, когда человек не может одержать победу из-за того, что другая сторона обладает большей властью. Полезен и в том случае, когда оппонент считает, что лучше сохранить добрые отношения, чем отстаивать свои интересы.

Уклонение. Человек уклоняется от конфликта. Этот способ используется, когда человек не отстаивает свои права, не желает сотрудничать в направлении разрешения конфликта. Этот стиль используют, когда не желают тратить силы на разрешение вопроса, или когда находятся в безнадежном состоянии. Также этот способ целесообразен, когда человек не прав и понимает, что другая сторона права или имеет больше власти. Или в том случае, когда больше нет желания поддерживать отношения с оппонентом.

Сотрудничество. Придерживаясь этого стиля, человек активно участвует в разрешении конфликта, отстаивает свою позицию, стараясь при этом учитывать интересы другой стороны. В сравнении с другими методами, этот стиль требует длительной работы – сначала открыто озвучиваются вопросы обеих сторон, а потом идет их обсуждение и поиск путей решения. Желательно использовать этот стиль, когда решение вопроса является одинаково важным для обеих сторон; когда обе стороны связывают длительные и взаимозависимые отношения; если конфликтующие стороны имеют одинаковую власть или не замечают разницы в состоянии для того, чтобы на равных разрешать конфликт.

Компромисс. Используя этот стиль, можно частично удовлетворить интересы и стремления каждой из конфликтующих сторон. Стиль компромисса является самым эффективным, когда партнеры стремятся к одному и тому же и понимают, что одновременно не могут это получить. Они стремятся быстро разрешить конфликтную ситуацию, и временное решение их устраивает. Компромисс позволяет обеим сторонам конфликта сохранить добрые отношения.

Усилия по разрешению конфликта могут прилагать не только непосредственно втянутые в него лица, но и своего рода люди со стороны  -  посредники. А им иногда удается сделать гораздо больше, чем представителям конфронтующих сторон. Почему же так происходит?

3 4

Оказывается, для разрешения конфликтной ситуации, наличие посредника чрезвычайно важно скорее всего в психологическом плане, поскольку позволяет участникам конфликта, несмотря на взаимные уступки, “сохранить лицо».

При необходимости уступок стороны идут на них, адресуясь не друг к  другу, а к третьей стороне. Именно ей как бы делается “одолжение” в ответ на соответствующую просьбу об уступке (обычно в форме совета, рекомендации), но отнюдь не противной стороне. Таким образом, часто психологические шаги противоборствующих сторон, участников конфликта, навстречу посреднику означают не уступку ему, а скорее декларацию готовности сотрудничать с ним (а следовательно и  друг с другом) в решении общей задачи, следуя при этом некоторым “правилам игры”.

 

Как использовать конфликт

Благодаря существующим установкам на конфликты как отрицательное явление, большинство людей считает, что они не могут ими управлять и стараются их избежать, когда это возможно. Но конфликт плохо поддается коррекции, когда он уже приобрел разрушительную силу — это нужно знать и  понимать. Конфликт обогащает жизнь, если им правильно управлять.

Конфликт помогает отдельному человеку и коллективу в целом быть в русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания в целом.

Конфликт также ставит оппонентов перед необходимостью постоянно общаться друг с другом и знать друг о друге чуть больше. Люди начинают лучше понимать друг друга, становятся более чувствительными к  неприятностям других. Люди, наконец, оценивают необходимость понимания норм и желаний другого и невозможность быть свободным от общества, живя в нем.

Жить и работать вместе  - непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет общество, и каждого его члена в отдельности, и может существенно помочь  в процессе  выработки и принятия общих решений.

Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет отношения. Конфликтом нужно управлять, делая его максимально полезным. Если же  избегать обсуждения своих трудностей и опасений, то не появится возможность понять  реальное состояние, не будут видны пути развития, не появится возможность извлечь урок для себя и для других.

Рассылка
Список статей
Дополнительный набор в группы

Уникальная система оздоровления – ХАДУ.

Ждем Вас в г. Харькове по адресу: Ст.м. Площадь Конституции, ул. Пушкинская, 5 Понедельник – 10.00, Четверг – 10.00, Суббота – 12.00 Ст.м. Площадь Конституции, ул. Пушкинская, 5 Вторник – 19.00, Четверг – 19.00, Суббота – 12.00

Тел. в г. Харькове:
+38 (050) 935-49-21
+38 (098) 26-38-239
+38 (063) 115-30-48

Сплав на байдарках

р. Ворскла (Украина) р. Псел (Украина)

1-10 августа 2013 года Вы можете присоединиться! Звоните прямо сейчас.

Телефоны для справок:
+38 (050) 935-49-21
+38 (098) 26-38-239
+38 (063) 115-30-48
e-mail: atlanta121212@gmail.com

ВНИМАНИЮ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ!

Валеологический отдых

КРЫМ (Севастополь (бухты Севастополя, купание в море), Симеиз, гора Кошка, мыс Фиолент (купание в море), Балаклава (крепость), Херсонес (место крещения Всея Руси), Большой Каньйон (Ванна Молодости) –
15 - 30 сентября

Подробная информация по условиям
и организации отдыха по тел.
+38 (050) 935-49-21
+38 (098) 26-38-239
+38 (063) 115-30-48
e-mail: atlanta121212@gmail.com